HR-статьи (бесплатно)

Три важных преимущества электронного обучения персонала

МУХАМЕДКАРИМОВА Анелия Маликовна, директор компании Mind Style, разработчик и инструктор программы Digital Soft Skill, г. Алматы

Давайте посмотрим, что мы упускаем как бизнес, когда не используем eLearning, и какие причины могут нас побудить оцифровать процесс обучения сотрудников.

Еще три года назад 77% компаний в США использовали онлайн-технологии для обучения своих сотрудников. У нас статистика не ведется, но есть по результатам запроса на сайте HeadHunter.kz, на момент написания статьи (16.01.2020) в базе имелось 140 вакансий по запросу «Разработчик онлайн-курсов», из них 135 – в России и 5 – в Белоруссии. В Казахстане не было ни одной.

Преимущество 1 – экономия времени

Каждая американская компания, которая активно использует инструменты eLearning для обучения своего персонала, делает это для сокращения времени на обучение.

Много лет назад я была в ситуации, когда на подготовку менеджера по продажам страховых продуктов уходило три месяца. Конечно, это недопустимо. Пока один кандидат начнет выполнять работу, на которой бизнес зарабатывает реальные деньги, еще 4 человека бросят все на полпути и покинут компанию. Тогда корпоративный учебный центр разработал специальную программу – обучение длилось всего 4 недели.

Но и это время можно улучшить. Например, кандидата на вакансию многим вещам можно обучить задолго до приема на работу. Тогда экономятся ресурсы компании, сотрудник не тратит время на организацию обучения, сопровождение и собственно передачу знаний. Все происходит онлайн, а результаты отражаются в системе дистанционного обучения.

Дополнительный бонус рекрутеру – это возможность сотрудничать уже с теми кандидатами, которые сохранили мотивацию и показали свои качества и способности.

Для кандидата это тоже удобно тем, чтобы понять, действительно ли он хочет выполнять эту работу. К тому же дополнительные навыки и знания останутся с ним и могут пригодиться.

В любой компании можно найти подходящие способы использовать цифровое обучение, чтобы сократить ненужные потери времени и усилий.  

Преимущество 2 – экономия денег

Если в компании новые сотрудники появляются регулярно, это значит, что менеджер по персоналу или внутренний тренер регулярно проводит одинаковое обучение – бренд, ценности, миссия и видение, политики и процедуры, безопасность, ИТ-системы, ответы на часто задаваемые вопросы и т.д. Пусть это будет всего 4 часа. Умножьте это на количество новых сотрудников и вы получите недели, а то и месяцы обучения в одинаковому материалу. У времени, как мы знаем, есть вполне конкретная стоимость.

В случае с eLearning материал готовится один раз, а обучается по нему столько людей, сколько нужно, и тогда, когда нужно, – сразу при оформлении сотрудника, без непосредственного участия менеджера по персоналу. Да и проверка знаний может осуществляться более структурированно.

Еще больше компания экономит денег, когда сотрудники находятся в разных филиалах. Вот уж где экономия очевидна – перелеты, командировочные, гостиница и пр.

К примеру, обучение проводится офлайн и передвигается только тренер, то обучение растягивается во времени, т.к. нужно побывать во всех регионах. А если собирать сотрудников, то это будет намного дороже. Поэтому обучение совмещают с другими мероприятиями компании. В этом случае упускается своевременность передачи знаний.

Электронное обучение сокращает финансовые расходы либо напрямую, как в случае с командировочными, либо опосредованно – через экономию времени. Поддержка нужными знаниями в нужный момент на пути к достижению целей также способствует эффективности финансовых затрат.

Преимущество 3 – анализ качества приобретенных знаний и навыков

Знакомая картина: люди прошли обучение, деньги потрачены, бухгалтерские документы закрыты, при этом непонятно, как обучение повлияло на рост показателей компании. Мало того, не всегда очевидно, применяет ли сотрудник полученные знания, превращает ли их в устойчивые навыки.

Инструменты eLearning, как и любые другие цифровые технологии, позволяют собирать и анализировать большое количество данных, например:

  • Насколько дисциплинированно обучается сотрудник?
  • Сколько времени затрачивает на освоение новых знаний?
  • Какие основные ошибки делают сотрудники в процессе обучения?
  • Какой материал усваивается легче, а какой труднее?

Это только малая часть вопросов, на которые легко можно получить ответы, когда процесс обучения оцифрован. Связав все данные с результатами работы, общую картину обучения и развития персонала, можно понять намного лучше:

  • Какие навыки отработаны качественно
  • Какие нуждаются в развитии
  • Как повлияло обучение на показатели
  • Каких компетенций не хватает и еще множество выводов.

Аналитика возможна там, где имеются оцифрованные исторические данные. Их можно собирать вручную, в таблице, но лучше в специализированных системах дистанционного обучения (СДО). Аналитические возможности СДО придают обучению персонала осознанный подход, осмысленное принятие решений, обоснованный выбор траекторий обучения для каждого сотрудника.

Есть еще множество преимуществ использования электронного обучения – от положительного влияния на HR-бренд до плюсов в управлении задачами персонала. Главное – держать фокус на своей цели и понимать, как инструменты eLearning помогут ее успешно достичь.