HR-статьи (бесплатно)

Аутплейсмент как инструмент поддержания HR-бренда в кризисный период

ПУРИК Екатерина, HR-консультант компании «Дмитрий Чуприна & Партнеры»

Зачем нужно развивать свой HR-бренд?

  1. Чтобы в компанию устраивались лучшие из лучших, профессионалы своего дела.
  2. Чтобы лояльность сотрудников была на высоком уровне, все держались за свою работу и выкладывались на 100%.
  3. Чтобы компания росла и развивалась за счет квалифицированной, продуктивной, дружной команды.

Эти причины – отличный повод задуматься о развитии HR-бренда в вашей компании.

Что сейчас

Сейчас мы находимся в сложной ситуации, многие компании прибегают к сокращению персонала. Это может сильно ударить по имиджу компании и лояльности оставшихся сотрудников (увольнение вызовет сомнения: «может я следующий?», «мы всего лишь расходный материал?»). Чтобы этого не произошло, можно прибегнуть к такому инструменту, как аутплейсмент*, т.е. к мероприятиям, направленным на помощь уволенным сотрудникам по дальнейшему трудоустройству.

Рассмотрим, какие выгоды несет аутплейсмент:

  • поможет расстаться с сотрудниками на позитивной ноте, а значит не будет таких последствий, как судебные иски, негативные отзывы и слухи, порочащие имя компании.
  • уровень тревожности оставшегося персонала снизится, они будут понимать, что компания дорожит и заботится о своих сотрудниках.
  • компания заработает имидж добропорядочной и социально ответственной структуры. И в дальнейшем, когда наступит оттепель, у компании будет возможность вернуть уволенных сотрудников (если они были ценны для компании) и возможность привлечь новых талантливых и эффективных специалистов.

Что можно предложить уходящим сотрудникам

Существуют различные методы и подходы в организации процесса аутплейсмента, и они зависят от возможностей компании. Стоит обратить внимание на две сферы: карьерную и личностную.

Помощь компании в карьерной сфере может заключаться в:

  1. Оценке компетенций специалиста для понимания его потенциала и сфер, которые необходимо развивать, чтобы претендовать на ту или иную должность.
  2. Консультациях по ситуации на рынке, на какие должности специалист может претендовать, по составлению грамотного и продающего резюме, как пройти собеседования.
  3. Продвижении специалиста на рынке (через кадровые агентства, знакомых, партнеров).

Что касается личностной сферы, то, очевидно, что потеря работы – это большой стресс для любого человека. Поэтому в этой части необходима психологическая поддержка либо со стороны профессионального психолога, либо со стороны руководства. Будьте готовы выслушать сотрудника, возможно, его реакция будет довольно эмоциональной. Но работодателю нужно оставаться сдержанным и спокойным. Важно дать понять человеку, что проблема не в нем, что так сложилась ситуация на рынке, что он может обратиться за помощью, что есть другие возможности и перспективы.

Для того чтобы сгладить ситуацию и расстаться на позитивной ноте, можно организовать «прощальный вечер» для уходящих сотрудников, где руководство компании подчеркнет, какой вклад в развитие компании внес каждый, поблагодарит, предложит помощь. Тем самым еще раз показав, как они ценны были для компании.

ПРИМЕР:

Отличным кейсом того, как можно справиться с проблемой массового сокращения, является пример компании Airbnb. Им пришлось попрощаться с 25% персонала, но они сделали это красиво, уважительно и оказали реальную поддержку уходящим. Руководство компании озвучило, как им больно расставаться с сотрудниками, объяснило причины, предложило хорошую материальную компенсацию, продление медицинской страховки и помощь в трудоустройстве.

Их программа аутплейсмента включила:

  1. Запуск публичного сайта, куда можно разместить свое резюме и портфолио.
  2. Часть рекрутеров компании перенацелили с поиска кандидатов на помощь в трудоустройстве.
  3. Заключение договора с компанией, которая оказывает помощь в карьерном планировании и переквалификации.
  4. Предложение всем оставшимся сотрудникам оказать посильную помощь коллегам найти новое место работы.
  5. Возможность оставить себе рабочий ноутбук.

В завершение отмечу, что за черной полосой приходит белая и нужно позаботиться о будущем компании. Имидж и бренд компании как работодателя – это огромная составляющая успеха. Потому что человеческий ресурс – одна из главных составляющих прибыли и роста компании. Необходимо предпринять все возможные меры, вложить усилия и ресурсы, чтобы получить отдачу в виде хорошей репутации и сильной команды.

________________

* Аутпле́йсмент (англ. outplacement; от out – вне + placement – определение на должность) – термин в менеджменте и управлении персоналом, связанный с деятельностью работодателя по трудоустройству увольняемых сотрудников (https://ru.wikipedia).