HR-статьи (бесплатно)

Обучение длиною в жизнь

Распопова Е.А., магистрант по специальности «Психология», 1 курса «Клиническая психология»,

Садвакасова З.М., кандидат психологических наук, доцент КазНУ им аль-Фараби

В современном мире существует необходимость образования вне зависимости от того, кем Вы работаете, какую должность занимаете, владелец Вы крупной компании или служащий в банке, фрилансер, в состоянии поиска заказов, кадровый специалист, или маркетолог, мужчина в творческом кризисе или женщина в декрете.

Чем бы Вы ни занимались, кем бы ни являлись наступает время отдохнуть или отвлечься от долгоиграющей темы, которая, возможно, исчерпала себя. Например, в силу внешних обстоятельств перестала быть актуальной и приносить прежний доход для поддержания необходимого уровня жизни, вкус к которому уже сформировался. Или тема перестала отвечать внутренним запросам в силу внутренних духовных потребностей, человека. Потребности изменились и Вам больше недостаточно прежнего тесного мира воплощенных идей и реализованных проектов.

Так, например, Вы прошли треть или половину жизненного пути и тогда наступает время замедлиться, оглянуться назад, оценить пройденное, переоценить выбранное, а также припомнить то, о чем мечтали в юности. Быть может, сейчас самое время продолжить свое образование, обновить, углубить его или позволить себе получить то, о чем Вы мечтали, а не настойчиво рекомендовали Ваши родители.

В Глобальном докладе ЮНЕСКО по обучению и образованию взрослых (Global Report on Adult Learning and Education, GRALE) подчеркивается необходимость объединения усилий разных стран для обеспечения того, чтобы никто – независимо от того, кто он, где он проживает или с какими проблемами сталкивается – не остался в стороне от всеобщего права на образование (4 GRALE Юнеско, 2019) [1].

В период пандемии поменялся сам подход и формат обучения специалистов. Применение дистанционных образовательных технологий во всем мире признано одним из наиболее эффективных путей достижения цели, поставленной ЮНЕСКО для устойчивого развития, – качественное образование для всех на протяжении всей жизни.

Такие технологии обеспечивают беспрецедентную гибкость и удобство для желающих получить высшее профессиональное образование, разрушая ограничения пространства и времени [2]. В этом направлении КазНУ им аль-Фараби – классическое учебное заведение с устоявшимися традициями и атмосферой, высоким качеством предоставляемых услуг в сфере образования и инновационными методами преподавания.  

Для современного развивающегося человека, специалиста и профессионала своего дела уже стало привычным проходить курсы повышения квалификации или обучения чему-то новому. Иногда это требования компании, где работает сотрудник. Иногда так сформированы правила организации, что невозможно остаться в стороне от обучения. А иногда диктуют современные тенденции и веления современного времени. Или бывает и так, что мы сами ищем навыковые курсы, что называется «для тела», «для дела» или «для души». Участвуем в программах, марафонах, гражданских инициативах.

А что если наука давно притягивает к себе через годами сформированный интерес? Когда сквозь годы остается тоска по незавершенному процессу и появляется желание оставить свой вклад и след в науке. Тогда нужно непременно воплощать свое стремление.

Если посвятить свое драгоценное время именно университетскому образованию, то разница с короткими программами наблюдается колоссальная. Это как если проходишь несколько марафонов в полугодие. И все это происходит в насыщенном окружении, в научной среде профессоров, доцентов, кандидатов наук. Но главное – это неповторимая атмосфера, что формируется вместе с однокурсниками.

И, конечно, относительно контента или содержания курса, к которому тоже стоит подходить с особой претенциозностью и избирательностью. Важно обратить внимание на своевременность, современность и практико-ориентированность предлагаемого материала. А если верно выбран вуз, то глубина, практическая применимость, всестороннее рассмотрение на пике современных научных разработок будут обеспечены.

Это и исторический экскурс выбранного вами направления, и новые профессиональные и научные достижения современных исследователей и практиков. Но главное – непрерывная связь с реально существующими специалистами, работающими в профессии, и как следствие – колоссальное расширение профессиональных контактов как в пределах отечества, так и за его границами.

Безусловно, университет – это нагрузка, испытание для когнитивной сферы. Память, внимание, воображение, ощущения, восприятие, мышление и, в частности, интеллект  – испытывается на качество, тренируется, укрепляется и работает с новой силой.

А если продолжение высшего образования происходит после долгих лет жизненного и профессионального опыта, то это совершенно новый уникальный для человека и профессионала опыт проживания. Подкрепленный, прежде всего, золотым фондом, историями из жизни, формируемый с опорой на прожитые события, совершенные проекты, поставленные процессы.

В динамично меняющемся мире можно овладеть многими профессиями и сделать не один прорыв за жизнь, но все это зависит от качественного выбранного образовательного учреждения. И получение научной, исследовательской степени магистра, кандидата наук или доктора позволяет видеть мир под новым углом зрения и открывает дополнительные перспективы в профессии, например, психолога.

Литература:

1. 4 Global Report оn Adult Learning And Education (2019). UNESCO Institute for Lifelong Learning. URL: http://uil.unesco. org/system/files/grale_4_final.pdf

2. Тажигулова А.И., Артыкбаева Е.В., Арыстанова А.Ж. Проблемы применения дистанционных образовательных технологий в высшем образовании Казахстана // Вестник Педагогика и психология КазНПУ им. Абая - 2020 - №1 (62) – С.