HR-статьи

Благополучие персонала: о возможных изменениях корпоративной культуры

МУРЗАХМЕТОВА Гульнара, к.п.н., CIPD, HR-специалист

...Самая важная работа в вашей жизни всегда еще впереди...

С. Кови

Многое, происходящее с нами в карантинный период, однозначно принесет с собой перемены и изменения. Однако какими будут эти изменения и перемены, может зависеть и от нас.

Провал старых решений для решения проблем новых условий жизни может стимулировать освобождение энергии для нового мышления, для внесения корректировок и изменений в то, как мы работаем и взаимодействуем в организациях, учреждениях, фирмах – в корпоративную культуру компании: в правила, нормы, ценности, убеждения, традиции, модели взаимодействия на работе и вне ее.

Опросами и наблюдениями уже зафиксированы такие явные изменения, как:

  • переоценка ценностей, вынужденный фокус на себе и самоопределении;
  • ломка стереотипных представлений о себе и своих возможностях, новый взгляд на ближний круг;
  • формирование новых привычек и стандартов (гигиена);
  • осознание неэффективности в управлении личными финансами;
  • готовность к новым формам участия в бизнес-процессах благодаря принудительному опыту информационно-технологично организованной дистанционной работы. «Оказалось, что можно работать из дома, проводить и участвовать в совещаниях» (Г. Эмирали).

Эти и другие сдвиги в сознании работающих людей закономерно приведут к трансформациям корпоративной культуры.

Что и в каких направлениях может или должно измениться после карантинного периода?

Во-первых, потребуется больше внимания к качеству трудовой жизни – уровню удовлетворения личных потребностей работников через их деятельность в организации. Качество трудовой жизни основано на создании условий, которые обеспечивают наилучшее использование трудового потенциала отдельного работника. Организация может иметь в своем штате высококвалифицированных и опытных работников, но если по состоянию здоровья они вынуждены часто пропускать рабочие дни, то слаженной и максимально эффективной деятельности не получится. Внедрение и поддержка полезных привычек, поощрение здоровье сохраняющих активностей, культуры правильного питания и т.д. может благополучно отразиться на качестве трудовой жизни.

В-вторых, возникнет необходимость пересмотреть содержание программы благополучия персонала – программы, которая включает в себя различные инициативы по поддержке работников, охватывающие все сферы их интересов как в рабочее время, так и за его пределами: развитие, финансы, социальную активность, а также безопасную и экологичную среду. Люди еще очень долго будут обращать внимание на вопросы гигиены. В данном вопросе необходима поддержка работодателя для формирования и поддержания новых гигиенических привычек у работников и безопасности производственной деятельности.

Важным направлением благополучия персонала будет финансовая составляющая. Случившийся кризис показал, что финансовая малограмотность и низкая осознанность работников привели к серьезным последствиям. Обучение и поддержка в формировании финансовой ответственности и грамотности может стать новым трендом для работодателя.

В-третьих, большего внимания потребует проблема баланса работы и личной жизни. Работники всех сфер и уровней будут более открыто проявлять стремление к равновесию между работой и личной жизнью: устраивающему их соотношению времени, которое тратится на работу, и времени на то, что они любят: себя, семью, друзей, отдых.

В-четвертых, очень востребованными станут навыки самокомпетентности, проявляющейся как знание себя и способность применять это знание для активного решения, для выбора слова и дела: кому, когда, где, как и что говорить, что делать. Это управление своим состоянием, желаниями и эмоциями, мышлением, планами и поведением, умение себя замотивировать и организовать станет жизненно важным компонентом жизни.

Кризис, переживаемый сейчас, в целях выживания закономерно побудит нас всех держать фокус на своей миссии и миссии компании, на том, как наша работа делает мир вокруг лучше.

Использованные источники:

  1. Кови С. 7 навыков высокоэффективного менеджера: Самоорганизация, лидерство, раскрытие потенциала /С. Кови; пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 96 с.
  2. Эмирали Г. Управление Переменами в эпоху пост-COVID19 //URL: https://www.facebook.com/pg/emiralistudio/posts/?ref=page_internal (дата обращения: 06.05.2020).